ЗИЛ-170 — прототип КамАЗ 5320
В середине-конце 60-ых годов качество российских дорог значительно улучшилось, появилось много трасс с твердым покрытием. Это обусловило разработку грузовых автомобилей, имеющих кабину непосредственно над двигателем. К первым машинам такого типа можно отнести ГАЗ-62 и ГАЗ-66, МАЗ-500, ЗАЗ-970 и некоторые другие. Но, несмотря на это, развивающаяся экономика требовала появления экономичного грузовика для массового производства, способного осуществлять перевозку грузов в различных климатических условиях.
Такая машина была разработана на Автомобильном заводе им.Лихачева. В качестве прототипа был выбран американский аналог «Интэрнэшнл»-220.
Автомобиль отличался бескапотной компоновкой, удобной кабиной, дизельным двигателем повышенной мощности. Кроме того, автомобиль должен был иметь привод сцепления с пневмогидравлическим усилителем, пятиступенчатую коробку передач, за счет переднего делителя превращающуюся в десятиступенчатую, гидроусилитель руля, межосевой блокируемый дифференциал. Учитывалось и основная задача для нового автомобиля – возможность работы в составе автопоезда.
Первый образец ЗИЛ-170 был выпущен весной 1969 года и успешно прошел испытания. Параллельно с доработкой грузовика началось строительство комплекса заводов, направленных на производство нового семейства грузовиков. Комплекс должен был вести полный производственный цикл, рассчитанный на изготовление большегрузных машин, не только КамАЗов, но и ЗИЛов и УралАЗов.
Менее, чем за три года конструкторами Завода им.Лихачева было испытано более пятидесяти опытных образцов нового грузовика. В результате испытаний полностью сформировалась гамма большегрузных автомобилей, которая представлялась наиболее перспективной для производства. В нее вошли грузовой автомобиль ЗИЛ-170, строительный самосвал ЗИЛ-170С и седельный тягач ЗИЛ-170Т. Все недостатки машин планировалось устранить после масштабных испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой.
Уже в 1972 году, после исправления выявленных в течение работы недостатков, вся документация по автомобилям была направлена на КамАЗ, где и началось производство большегрузных автомобилей ЗИЛ-170.
Весной 1974 года КамАЗ начал производство собственного автомобиля КамАЗ-5320, по техническим характеристикам подобного грузовику, разработанному на ЗИЛе.
Грузовик КамАЗ-5320 выпускался вплоть до 1981 года.