КИМ-10
Не многие знают, что первый малолитражный автомобиль Страны Советов был собран в начале 1940 года на московском автомобильном заводе КИМ. Согласно планам советского правительства, в течение 7 лет этим автомобилем следовало обеспечить около 80% семей. Таким образом, новый автомобиль должен был стать отечественным Фольксвагеном, широко пущенным в массовое производство.
Работы по запуску нового производства были поручены автомобильному заводу КИМ, начавшему свою деятельность в 1930 году и специализировавшемуся на сборке автомобилей марки Форд.
Дизайн Ford Perfect был переработан горьковским дизайнером Бродским. В Америке были заказаны кузовные штампы для новой малолитражки. К концу апреля 1941 года были выпущены первые 500 автомобилей. Они участвовали на торжественном параде, посвященном 1 Мая. Правда, четырехдверные кузовы еще не были готовы, и первые автомобили имели двухдверный кузов. На КИМ-10-50, такое название получила модель, был установлен четырехцилиндровый двигатель, имеющий мощность в 32 лошадиных силы. Скорость составляла порядка 90 км/час, что в довоенной Москве считалось очень неплохим результатом. Тем более, качество дорог не позволяло разгонять автомобили свыше 40 км/час.
Впервые в отечественном автомобилестроении КИМ-10-50 был оснащен капотом аллигаторного типа. До этого все выпускаемые марки машин имели капот с подъемными боковинами. Также в салоне новой малолитражки были установлены механизмы регулировки сидений и часы, что встречалось только в автомобилях высшего класса. Еще одним новшеством следует считать конструкцию лобового стекла, которое было не плоским, а состояло из двух расположенных под углом частей. Именно эта конструкция впоследствии стала использоваться в производстве послевоенных автомобилей.
Кроме классического варианта малолитражки, была выпущена и партия автомобилей типа «фаэтон». Кузов этой модификации имел складывающийся матерчатый тент и предназначался для использования в южных районах страны.
Согласно Госплану, до конца 1941 года требовалось выпустить около 50 тысяч экземпляров малолитражного автомобиля. Но война нарушила эти планы, и производство КИМ-10 было свернуто.
На настоящий момент в мире осталось всего лишь четыре экземпляра этого первого отечественного малолитражного автомобиля.