Славута
Лифтбэк класса «В» ЗАЗ-1103 «Славута», который производится на Запорожском автомобильном заводе Украины с 1999 по 2011 год, представляет собой легковой автомобиль с передним приводом, который за годы своего выпуска на производственных мощностях автомобильного предприятия «ЗАЗ» успел завоевать немалую популярность у автолюбителей.
Когда автомобильное предприятие «ЗАЗ» — флагман украинской промышленности в свое время, начинает сотрудничество с DAEWOO Motors в 1988 году, корейская сторона решает улучшить качество впускаемых автомобилей и проводит ревизию производственных мощностей на заводе. Она пересматривает своих поставщиков комплектующих деталей. Восстанавливается работа над лифтбэком, которая была начата еще в 1995 году. Авто марки «Дана» не имело большой уровень спроса на автомобильном рынке страны. Пятидверный универсал имел несколько технологических недостатков. Планируемый автомобиль должен был стать достойной заменой авто «Дана». И в мате 1999 года начинается производство нового автомобиля с заводским индексом ЗАЗ-1103.В начале 2000 года автомобиль марки «Славута» начинает выпускаться с карбюраторными двигателями объёмом 1.2 л, а в в начале лета 2001 года — уже объёмом 1.3 л. В декабре 2002 года появилась самая дорогая версия комплектации машины этой марки с инжекторным мотором 1.3 л. В связи с ужесточением экологических норм с 1 июля 2006 года устанавливаются лишь двигатели с инжектором — объемом 1.2 и 1.3 л.
Январь 2011 год и последнее авто на предприятии модели ЗАЗ-1103 под названием «Славута» сходит с заводского конвеера. Он был продан в 2011 году на аукционе за 47 020 гривен. Прямым наследником «Славуты» на заводских мощностях предприятия становится автомобиль марки «ZAZ Forzа».
За весь период производства этих автомобилей было выпущено более 140 000 машин на предприятии «ЗАЗ», из них 130 000 были реализованы украинским автолюбителям официальным дистрибьютором «АвтоЗАЗ-сервис».
«Славута» отличалась невысоким уровнем качества комплектующих деталей, из-за этого был небольшой ресурс деталей. Хотя и стоимость этого автомобиля была относительно недорогой. Конечно, никому никто не мешал приобрести автомобиль и установить на него более дорогие импортные комплектующие, привезенные из заграницы. Таким образом увеличивался срок эксплуатации деталей машины, ведь они были долговечнее.
«Славута» является неприхотливой и недорогой уркаинской машиной, которая дает возможность людям с небольшими доходами приобрести свое транспортное средство и не зависеть от расписания и маршрутов общественного транспорта. На сегодняшний день автомобиль «Славута» – единственная модель собственной разработки автомобильного завода «ЗАЗ», оставшаяся в его производственной линейке. Ее можно купить как новую в автосалоне, так и подержанную.