Разное

ПСБ, Минфин и НАФИ впервые представили индекс сберегательной активности россиян

ПСБ: потребительский подход к сбережениям использует 40 процентов россиянСюжетЗемлетрясение в Армении:ЦиклПМЭФ-2023

ПСБ, Минфин и НАФИ впервые представили индекс сберегательной активности россиян

Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ

Самым популярным у россиян способом сбережения и инвестирования является сберегательный счет или вклад в банке. Об этом свидетельствуют результаты исследования индекса сберегательно-инвестиционной активности населения России (ИСИАР), которое провел ПСБ совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Минфина России и аналитическим центром НАФИ. Такое исследование в России проводилось впервые. Его итоги были представлены на ХХVI Петербургском международном экономическом форуме.

Индекс сберегательно-инвестиционной активности россиян определяет уровень вовлеченности населения в сферу сбережений и инвестиций, а также готовность делать их в будущем. В рамках пилотного опроса исследовались три субиндекса: Инвестиционная и сберегательная грамотность, Доверие игрокам рынка сбережений и инвестиций, а также перспективы развития рынка сбережений и инвестиций, что в совокупности дает представление об уровне развития инвестиционного сектора в целом.

Исследование показало, что текущие показатели индекса составляют 54 пункта из 100 возможных. Это свидетельствует о том, что в области повышения уровня инвестиционно-сберегательной активности и финансовой грамотности россиян открыты широкие возможности.

Как рассказала старший вице-президент, директор по внешним связям ПСБ Вера Подгузова, исследование «показало потребность общества в консультационных и обучающих услугах, которые бы позволили нашим согражданам не только ориентироваться в инвестиционных продуктах, но и рационально распоряжаться средствами, выбирая правильные инструменты сбережения».

По ее словам, для повышения общего уровня сберегательно-инвестиционной активности необходимо взаимодействие различных государственных и коммерческих структур при разработке специализированных программ. «Также потребуется вывод на рынок новых продуктов, ориентированных на узкие целевые аудитории. Например, чтобы повысить уровень доверия к финансовым или инвестиционным организациям, стоит обратить внимание на женщин как на сегмент рациональных и осторожных потенциальных инвесторов, и способствовать росту их информированности о возможностях на инвестиционных рынках. В целом создание имиджа финансовых организаций как надежных институтов может способствовать сокращению доли тех, кто не делает никаких сбережений», — рассказала Вера Подгузова.

Согласно исследованию, каждый четвертый житель России (25 процентов) имеет низкий уровень сберегательно-инвестиционной активности: редко делает накопления или не делает их вообще, а также не интересуется и не разбирается в инвестициях.

Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров считает, что индекс сберегательно-инвестиционной активности может стать важным индикатором в развитии финансовой культуры. «Составляющие индекса довольно точно коррелируют с актуальными замерами уровня финансовой грамотности. Число россиян с высоким уровнем сберегательно-инвестиционной активности пока не превышает 20 процентов. Примерно столько же людей в нашей стране обладают высоким уровнем финансовой грамотности. Наша задача — развивать на созданной базе финансового образования и просвещения именно продвинутые навыки и компетенции. Считаю, что на горизонте до 2030 года особый акцент нужно сделать на просветительской работе. Очень важно, чтобы люди могли свои заработанные деньги сохранять и преумножать», — подчеркнул эксперт.

Читать так же:
В Турции оценили ответ Путина на введение Западом потолка цен на нефть

Для каждого третьего (32 процента) характерен уровень инвестиционной ниже среднего. Это самая многочисленная группа, среди представителей которой распространены установки на сбережение, однако интереса к инвестиционным инструментам пока еще нет.

Четверть населения (25 процентов) демонстрирует средний уровень сберегательно-инвестиционной активности. Эта группа имеет устойчивые практики сбережения, хорошую информированность об инвестиционных способах накопления, демонстрирует интерес к ним, а также готовность активно сберегать и инвестировать в будущем.

В субиндексе Инвестиционная и сберегательная грамотность самыми популярными способами сбережения и инвестирования, которыми когда-либо пользовались россияне, являются сберегательный счет (34 процента), покупка валюты (19 процентов), недвижимости (18 процентов), золота и драгоценных металлов (12 процентов).

Потребительский подход, когда сначала тратят часть дохода, а затем откладывают остаток средств (40 процентов), и «фатализм» — когда не откладывают деньги, потому что не видят в этом смысла и/или не имеют возможности (33 процента).

В субиндексе Доверие игрокам рынка сбережений и инвестиций банки сохраняют позицию известного и стабильного для россиян финансового института: каждый второй россиянин (57 процентов) сохранил доверие к банкам, несмотря на социально-экономические трансформации, произошедшие за последний год. Доверяют банкам и инвестиционным организациям чаще представители молодежи 18-34 лет, люди со средним и высоким уровнем достатка, а также те, кто старается откладывать часть средств из своих доходов.

В субиндексе Перспективы развития рынка сбережений и инвестиций отмечено, что за последний год большинство россиян (56 процентов) не изменили своего сберегательно-инвестиционного поведения. Однако 13 процентов опрошенных стали больше копить и меньше тратить на товары и услуги. Почти каждый третий (30 процентов) перестал делать сбережения или стал меньше откладывать.

В целом, как показало исследование, россияне ориентированы на краткосрочное планирование в финансовых вопросах. Две трети россиян (64 процента) считают, что сейчас плохое время для долгосрочных, более одного года, финансовых вложений. Каждый пятый (21 процент) оценивает его как хорошее. Среди оптимистов преобладают те, кто сперва откладывает деньги, а уже потом оставшееся тратят, а также владельцы инвестиционных инструментов. Женщины продемонстрировали скорее пессимистичный взгляд на долгосрочные инвестиции.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»